Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.

Проверок стало меньше

С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:

  • наличие коррозии элементов тормозной системы;
  • наличие повреждений тормозных трубопроводов;
  • наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
  • уровень шума выпускной системы;
  • наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
  • наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
  • способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
  • работу штатного противоугонного устройства.

Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.

Что делать, если у оператора пропал доступ к базе данных?

В обновленном законе также учтено, что в процессе работы могут возникнуть технические трудности с доступом к единой базе данных. Поэтому в нем приведены инструкции на случай, если у оператора пропадет доступ к сети Интернет или отключат свет:

42. В случае возникновения технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна (в том числе в случае прекращения подачи в пункт технического осмотра электрической энергии или отсутствия связи с информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет») в течение менее четырех часов, сведения в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра могут быть переданы в течение 24 часов с момента возникновения такой технической неполадки. Наличие технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна, оформляется актом (включающим в том числе указание на время возникновения и устранения такой технической неполадки), который подписывается техническим экспертом.

43. В случае, если техническое диагностирование проведено в полном объеме, а диагностическая карта не может быть оформлена в связи с возникновением технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна, диагностическая карта по результатам такого технического диагностирования может быть оформлена в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра в течение 24 часов с момента возникновения такой технической неполадки. При этом количество диагностических карт, сведения о которых передаются в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, не может превышать число диагностических линий, сведения о которых включены в реестр операторов технического осмотра.

44. При наличии технической неполадки, вследствие которой передача сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра невозможна в течение более четырех часов, технический осмотр не проводится до момента устранения такой технической неполадки.

Из приведенных пунктов можно сделать следующие выводы:

1. Если при работе станции технического обслуживания возникла техническая неполадка (отключили свет или пропал доступ к сети Интернет), то должен быть составлен акт о технической неполадке. В этом документе указываются время возникновения неполадки и время ее устранения, акт подписывается экспертом.

2. Если техническая неполадка произошла более 4-х часов назад, то проводить технический осмотр и оформлять диагностические карты запрещается.

3. Если техническая неполадка произошла менее 4-х часов назад (например, во время осмотра очередного автомобиля), то закон разрешает провести осмотр до конца, а электронную диагностическую карту оформить в течение 24 часов.

4. Если произошла техническая неполадка, то разрешается провести только один техосмотр на каждой диагностической линии. Вторую машину на ту же самую линию загонять нельзя до тех пор, пока не будет оформлена диагностическая карта для предыдущей машины.

Новое в законодательстве

Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.

Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?

Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.

Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.

Читайте также:  Транспортный налог в Свердловской области

Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.

Что подтверждает подлинность

Многие водители транспортных средств сталкиваются с необходимостью определения подлинности диагностической карты. Это происходит при покупке автомобилей, или участии в ДТП, когда собственник рассчитывает на получение компенсации ущерба. Подлинность ДК в подобных ситуациях является очень важным фактором. Поскольку документ печатается на обыкновенном листе бумаги формата А4, без каких-либо защитных эмблем, бланк легко подделать, воспользовавшись образцом из интернета.

Проверить диагностическую карту можно в сети, набрав в строке поиска «Онлайн-проверка ДК». Здесь же необходимо указать наименование станции техобслуживания, дилерского центра, страховой компании, которые проводили диагностику транспортного средства и заполняли карту. Но самым действенным способом проверки ДК является профессиональная сверка кода ЕАИСТО. Это могут сделать только сотрудники СТО, где проводился техосмотр и где был присвоен индивидуальный код.

Что такое номер ЕАИСТО? Это федеральная база, расшифровывающаяся как Единая Автоматизированная Информационная Система Технического Осмотра.

Как сделать диагностическую карту?

Сделать диагностическую карту можно на любой СТО, которая имеет лицензию на проведение тех. осмотров. Список станций, прошедших аккредитацию, есть на сайте Российского союза автостраховщиков — называется «реестр операторов ТО». Одни из них проверяют легковые машины, другие — грузовики.

Владелец, обращаясь на станцию, предъявляет свой паспорт и ПТС. Заняться этим может и ваш представитель, но он должен подтвердить свои полномочия доверенностью. Машина должна быть чистая. Вся процедура техосмотра длится не более получаса, вы можете присутствовать.

Второй вариант получения диагностической карты — обращение в офис страховой. Подобную услугу предоставляют, например, Ингосстрах или Росгосстрах. Там подготовят бланк, но техосмотр вам, естественно, придется проходить на СТО. Страховая укажет вам срок, в который это должно быть сделано.

То, как часто вам придется проходить техосмотр, зависит от новизны авто. Первый раз сделать это нужно спустя 3 года с момента выпуска авто с завода, независимо от даты покупки.

В этом случае, успешно пройдя процедуру, вы получите диагностическую карту сроком действия 2 года. Как только машине исполнится 5 лет, вы должны будете получить документ с тем же сроком действия, а после 7-летия с момента ее выпуска проходить техосмотр вам придется ежегодно.

Сколько стоит диагностическая карта?

Нет однозначного ответа на вопрос о том, во сколько вам обойдется оформление диагностической карты. Аккредитованные СТО устанавливают цену по своему усмотрению.

Однако региональным законодательством очерчены предельно допустимые расценки. Формулы для расчета этой суммы приведены в Приказе Федеральной службы по тарифам РФ № 642-а «Об утверждении Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра».

Этим документом и руководствуются аккредитованные центры. Пытаться самостоятельно использовать формулы из этого документа мы не рекомендуем, так как значения не всех их переменных вам доступны.

В других интернет-источниках до сих пор можно найти информацию о необходимости платить государственную пошлину за выдачу диагностической карты.

Однако эти данные устарели, в 2014 году соответствующий пункт статьи 333.33 Налогового кодекса утратил свою силу. В этой статье указывается только на необходимость оплачивать госпошлину при прохождении техосмотра тракторами и самоходными машинами в размере 400 руб. Но нужно учитывать, что эти услуги предоставляются в Гостехнадзоре.

Диагностическая карта — документ, фиксирующий результат техосмотра автомобиля. Засвидетельствованное должное состояние авто означает для страховщика, что вы не относитесь к потенциально «опасным» клиентам. Поэтому законодатель вносит этот документ в список обязательных при оформлении страховки ОСАГО.

Как оформить диагностическую карту онлайн?

Но раз все документы теперь в компьютерах, то может и оформить их получится, не выходя из дома? Кроткий ответ — нет, не выйдет. Любые сайты, обещающие выдачу ТО без физической встречи — это чистой воды мошенничество.

Получение диагностической карты без реального осмотра с 1 марта 2021 году будет незаконным, что вполне логично и правильно. Оценить реальное состояние автомобиля, не заглядывая ему «под капот», просто невозможно. Максимум, что можно сделать из дома, — это заполнить анкету и записаться на ТО у выдающего карты дилера онлайн. Отправить ему сканы нужных документов, назначить дату и время встречи. Всё остальное — обязательно в реальности, а не за экраном компьютера.

Этапы оформления диагностической карты

Для получения ДК необходимо выполнить ряд действий:

  • Выбрать пункт осмотра. Работать с машинами автомобилистов могут станции, имеющие аккредитацию. Сотрудничество с ними – гарантия того, что пройти гостехосмотр удастся честно. Как правило, автовладельцы выбирают ближайшие пункты с минимальной ценой услуг. Это позволяет пройти техосмотр недорого и быстро.
  • Запись на прием. Владелец авто связывается с представителем станции, выбирает дату и время проведения процедуры. Многие пункты позволяют выполнить данную операцию онлайн. Достаточно перейти на сайт оператора в интернете, найти подходящий раздел и оставить запрос. При отсутствии доступа к сети заявку можно оформить официально в офисе.
  • Прохождение проверки. В назначенное время водитель приезжает на осмотр. Машина проверяется на соответствие действующим требованиям. После диагностики принимается решение о выдаче диагностической карты. Если окажется, что техника имеет неполадки – ее отправят на ремонт. Если работоспособность авто не вызовет нареканий – клиент получит диагностическую карту.
Читайте также:  Налоги и недвижимость: что изменится для россиян в 2023 году

Водители, приезжающие на вторичный осмотр, обязаны повторно производить оплату. Для этого можно воспользоваться наличными или мобильным банком.

Условия оказания услуг установлены федеральным законодательством. Оно регламентирует перечень выполняемых работ, параметры и периодичность осмотра, нормы заполнения документов и проверки их подлинности.

Отправляясь на осмотр, важно знать, что станции не запрещено проводить подобные процедуры. Для этого рекомендуется получить информацию о том, когда истекает ее лицензия. Если уточнить данный параметр невозможно, стоит обратить внимание на прочие предложения.

Мы упоминали о том, что данные о техосмотре в полном объеме вносятся в специальную базу данных ЕАИСТО. Эта система создана специально во время реорганизации порядка осуществления технического осмотра. Все экспертные учреждения, аккредитованные для этого вида деятельности, имеют к ней доступ, который предоставляется Российским союзом автостраховщиков. Специалисты работают с базой с помощью веб-интерфейса или специального программного обеспечения. Обычный автовладелец также может воспользоваться данным ресурсом для проверки действительности своей диагностической карты. Оформляя полис ОСАГО, специалист страховой компании обязательно обратится за сведениями к базе ЕАИСТО с целью проверки сведений о прохождении техосмотра и действительности диагностической карты. Наличие действительной диагностической карты является обязательным условием оформления полиса ОСАГО.

Больше не придется спрашивать, что такое диагностическая карта автомобиля и нет ли ее номера на страховке.

Новый формат диагностических карт: нужно ли менять старую карту?

Также с 1 марта 2021 года автовладельцы могут получить диагностические карты ТО в электронном виде. Карта будет оформляться всё в той же системе ЕАИСТО и храниться не менее пяти лет. Дополнительно оплачивать электронную версию диагностической карты автолюбителям не нужно.

Введение новых правил вовсе не сигнализирует о полном отказе от бумажных диагностических карт. При желании автовладелец имеет полное право получить у оператора технического осмотра бумажную версию диагностической карты. Она должна быть заверена подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра.

Таким образом менять бумажную диагностическую карту на электронную не нужно. Оба формата являются действительными.

Сколько нужно заплатить за техосмотр авто

Стоимость ТО регламентируется ст. 16 ФЗ № 170, предельные ставки дифференцируются по объёмам проводимых работ и категориям ТС. В регионах РФ оценки работ по прохождению ТО принимаются местными властями, поэтому могут существенно отличаться. Например, сегодня в столице легковой автомобиль можно диагностировать за сумму, немного меньшую 1 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге осмотр стоит дешевле. Есть регионы, в которых цена этой услуги в полтора-два раза ниже.

Тарифы на стоимость работ при прохождении ТО устанавливаются на основе общей методики расчета предельного размера платы, утвержденной приказом № 642-а Федеральной службы по тарифам от 18.10.11 г

В некоторых регионах есть группы льготников, которые могут провести техосмотр своего ТС бесплатно, но такую услугу оказывают не все операторы. В Москве к категориям льготников относятся:

  • автовладельцы, возраст которых больше 60 лет (мужчины) или 50 лет (женщины);
  • инвалиды;
  • Герои СССР и РФ;
  • кавалеры Орденов Славы.

Автотранспортное средство не пройдёт ТО, если экспертом отмечены узлы, состояние которых не является удовлетворительным для безопасности движения. Если в течение 20 суток владелец ТС исправит неполадки и обратится в этот же пункт для повторного осмотра, он оплатит только работу, связанную с проверкой выявленных ранее неполадок. После истечения указанного срока осмотр оплачивается в полном объёме. Если автовладелец решит проверить своё авто у другого оператора, ему также придётся оплатить полную стоимость осмотра.

Что нужно знать о диагностической карте автомобиля

Люди, не имеющие машины, ошибочно полагают, что стоит им получить права и купить автотранспорт, как можно спокойно ездить на нем, и никаких вопросов к ним не возникнет. На самом деле, для того чтобы спокойно ездить, необходим пакет документов, который позволит избежать претензий со стороны ГИБДД. Одной из нужных бумаг является свидетельство об исправности транспортного средства. О том, что это за документ, какой у него срок действия и где его можно получить, статья ниже.

Новые правила, принятые в 2012 году в сфере проверки транспортных средств на исправность, отменили получение технического талона, а вместо него ввели понятие «диагностическая карта». Это документ с альбомным расположением, содержащим результаты проверки автомашины по 65 пунктам. Диагностике подвергаются все ведущие узлы и системы автотранспорта, имеющие решающее значение при осуществлении безопасности вождения.

Закон не предусматривает одинакового образца оформления внешнего вида документа. Это остается на усмотрение органов, производящих диагностику и выдающих свидетельство на руки автовладельцам.

Зачем нужна диагностическая карта?

Диагностическая карта нужна для получения полиса ОСАГО, аналога международной «зеленой карты». Но, даже имея на руках страховой полис, если документ, свидетельствующий о прохождении тех. экспертизы с истекшим сроком, вам все равно нужно обновить его. Иначе при возникновении страхового случая у страховщика есть все основания отказать в получении компенсации. Ведь лишь свидетельство о прохождении технической экспертизы служит официальным документом, свидетельствующим о технической исправности транспортного средства.

Перед прохождением ТО, обратите внимание на следующие моменты, которые могут служить препятствиями для успешного результата:

  • У вас должен быть исправный огнетушитель
  • Знак аварийной остановки
  • Полностью укомплектованная аптечка
  • Машина должна иметь чистый вид, без тонировки на окнах.

Сроки техосмотра для ОСАГО в 2021

01.03.2021 в очередной раз изменились условия прохождения техосмотра и получения диагностической карты для оформления полиса ОСАГО. Сначала потребовали, чтобы обязательно был проведен осмотр транспортного средства. Затем, в связи с тем, что пункты проведения техосмотра оказались технически не готовы к большому наплыву автомобилей, срок вступления в силу требования отложили.

Теперь до 30.09.2021 г. можно оформить полис ОСАГО со старой диагностической картой. Но владельцы транспортных средств, которые оформят полис в этот период, должны будут в течение месяца (до 01.11.2021г) пройти техосмотр и представить в страховую компанию новую диагностическую карту.

Действие техосмотра для ОСАГО зависит от категории транспортного средства и его возраста:

Где пройти техосмотр и сколько это стоит

Список аккредитованных пунктов прохождения техосмотра можно найти на сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА). Для жителей Москвы также работает карта на сайте Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Пункты могут быть аккредитованы на проведение ТО автомобилей разных категорий (легковых, грузовых и т. д). Поэтому нужно внимательно проверять эту информацию при выборе. Например, если пункт занимается проверкой грузовиков, легковые автомобили там пройти осмотр не смогут.

Осмотры платные. Стоимость зависит от региона и класса автомобиля. Приводим стоимость ТО для Москвы.

Тип транспортного средства

Мототранспорт (категория L)

Легковые автомобили (категория М1)

Лёгкие грузовики и фургоны (категория N1)

Микроавтобусы (категория M2)

Лёгкие прицепы (категории О1 и О2)

Советы по подготовке к техосмотру

Если у вас достаточно свежий автомобиль (5 – 7 лет), в котором ничего не меняли, пройти проверку не составит труда.

Возрастную машину следует подготовить к осмотру. Важно, что присутствующие неполадки необходимо устранять, а не маскировать для прохождения ТО. Они могут негативно сказываться на состоянии вашей машины и даже стать причиной аварии.

Подготовить автомобиль к осмотру стоит ещё и по той причине, что система прохождения ТО ещё не отлажена. Следовательно, есть риск возникновения очередей. То есть на техосмотр придётся записываться заранее или ехать в другой конец города, где у аккредитованного пункта осмотра есть свободное окно.

Если вы не сильны в технических тонкостях работы систем автомобиля, можно до поездки на ТО обратиться в крупный техцентр для комплексной проверки машины. Она предполагает диагностику двигателя, коробки передач и системы трансмиссии, а также тормозной системы, системы охлаждения, электрооборудования, проверку уровня жидкостей и наличия утечек. Опытные специалисты укажут на присутствующие неисправности и дадут рекомендации по их устранению. Стоимость такой диагностики зависит от конкретного техцентра, но в среднем по Москве она обойдётся в 1500 — 3000 ₽.

Измерить токсичность выхлопа, а также уровень шума работы выхлопной системы могут не в каждом автосервисе. Для этого нужно специальное оборудование. О возможности такой проверки следует узнать при записи на диагностику. Однако если вы не удаляли катализаторы (у бензиновых модификаций) или сажевый фильтр (для дизельных машин), то проблем с уровнем токсичности быть не должно. Исключением являются очень возрастные автомобили (например, 80-х годов выпуска).

Схожим образом дело обстоит и с уровнем шума выхлопной системы. Если установлен заводской глушитель (и прочие элементы магистрали) — превышения нормативов не будет даже у спортивных автомобилей.

Если всё же выявлены дефекты и диагностическая карта не выдана, техосмотр придётся проходить повторно. Естественно, его нужно будет еще раз оплатить.

Какие правовые последствия влечет нарушение порядка прохождения ТО для СТОА и владельца ТС

Нарушения порядка проведения техосмотра и выдачи диагностической карты при отсутствии законных оснований влекут административную ответственность (ст. 14.4.1. КоАП РФ). В частности, для юридических лиц в соответствии с этой статьей:

  • непредставление сведение, необходимых для ведения ЕАИСТО, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей;
  • оформление диагностической карты без проведения ТО либо ее оформление в отношении транспортного средства, не отвечающего обязательным требованиям безопасности, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 200 000 до 300 000 рублей;
  • передача в ЕАСТО данных о проведенном ТО без фактического проведения ТО влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 200 000 до 300 000 рублей;
  • выполнение ТО лицом без соответствующей аккредитации в отношении необходимой категории транспортных средств (в том числе с приостановленной аккредитацией) влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей;
  • повторное совершение каждого из указанных правонарушений влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 300 000 до 500 000 рублей.

Кроме того, ст. 14.4.1. КоАП РФ устанавливает административную ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и технических экспертов.

Относительно возможности привлечения обладателя поддельной диагностической карты к уголовной ответственности (по ст. 327 УК РФ), по-видимому, следует ответить скорее отрицательно.

Действительно, имеется практика осуждения лиц за подделку диагностических карт. Примером может служить, в частности, постановление Президиума Волгоградского областного суда от 10.05.2017 № 44у-55/2017.

Однако в основном суды оправдывали обвиняемых по ч. 1 ст. 327 УК РФ (ответственность – до двух лет лишения свободы) в связи с тем, что:

  1. ч. 1 ст. 327 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за подделку «…официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей», однако
  2. диагностическая карта не обладает свойствами официального документа (из последних актов лучше всего изложено обоснование в Определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.07.2020 № 77-1283/2020. Однако схожая квалификация дана, например, в п. 4 «Результатов обобщения практики рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел апелляционной и кассационной инстанциями верховного суда Республики Татарстан в 4 квартале 2019 года»).

Использование (но не изготовление!) поддельной диагностической карты составляет иной, самостоятельный, состав преступления, предусмотренный ч. 5 ст. 327 УК РФ (ответственность – до шести месяцев ареста). Правомерность привлечения к уголовной ответственности за использование поддельных диагностических карт была подтверждена и Верховным Судом РФ во втором абзаце пункта 4 Постановления от 17.12.2020 № 43 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 324 – 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Таким образом, подделывать диагностические карты «для души» и для развития собственных художественных способностей – можно. А пользоваться ими – с точки зрения уголовного закона категорически нельзя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *